learnoff

Categories:

Королевская игра

Обложка альбома The Game (1980)
Обложка альбома The Game (1980)

Рассказываем об альбоме Queen 1980 года — The Game. #92днялета

30 июня 1980 года состоялся мировой релиз альбома The Game. Альбом поднялся на 1 место в Великобритании, Канаде, Нидерландах и достиг долгожданной вершины Billboard 200 в США. Что предшествовало такому успеху и в каких условиях проходила работа над альбомом?

Работа в студии

Фредди Меркьюри в Musicland Studios, Мюнхен (лето 1979 года)
Фредди Меркьюри в Musicland Studios, Мюнхен (лето 1979 года)

Queen провели лето 1979 года (июнь-июль), в основном, в Musicland Studios в Мюнхене. Обычный порядок работы группы заключался в том, чтобы приходить в студию с конкретными идеями и почти готовыми произведениями; оставалось только довести их до ума, добавив полноты звучания. 

На сей раз у них было очень мало заготовок: ни готовых идей, ни наполовину сделанных песен, только смутные наброски. Им пришлось создавать каждую песню с нуля. Теперь они сотрудничали с новым продюсером Райнхольдом Маком (более известным просто как «Мак»). Параллельно они начали работать над саундтреком к фильму Flash Gordon. Записывать одновременно два альбома оказалось нелегким делом.

Райнхольд Мак за работой
Райнхольд Мак за работой

В процессе создания альбома были задействованы синтезаторы. Басист Джон Дикон пояснял ситуацию таким образом: 

«Мы просто хотели протестировать новейшее студийное оборудование. Но вообще мы всегда готовы во время записи пробовать что-то новое или необычное. Тогда синтезаторы были уже достаточно продвинутыми, по сравнению с ранними Moog, которые издавали лишь несколько странных звуков. Синтезаторы, которые мы использовали, могли воспроизводить всевозможные звуки и инструменты, можно было создать полноценное звучание целого симфонического оркестра, просто нажав на кнопку. Невероятно!» 

Именно в это время Фредди решил изменить внешность, подстриг густую гриву черных волос, что вызвало сильный гнев многочисленных поклонников. 

«Я — тот самый парень, который подстриг Фредди Меркьюри. Пришел к нему домой, чтобы подровнять его прическу, а он и говорит: «Хочу короткую стрижку». Я сказал: «Нет, ты рок-звезда. Зачем тебе короткая стрижка?» А он ответил: «С меня довольно». Пришлось его подстричь. Это произошло где-то в 79-м или 80-м. В то время он был в Нью-Йорке, мы все собирались в одних и тех же местах и допоздна тусовались вместе. Там он был в своей стихии». (Эдвард Трикоми, мастер-стилист, совладелец всемирно известной сети салонов Warren-Tricomi Salon)
Эдвард Трикоми
Эдвард Трикоми

Crazy Little Thing Called Love

20 сентября 1979 года на Trillion Studios, Дин-стрит, Лондон состоялист съёмки клипа на «первую ласточку», свежий рокабилли от Фредди Меркьюри Crazy Little Thing Called Love. Режиссер — Деннис де Валанс, хореограф — Арлин Филлипс.

Итак, байк, черная кожа, темные очки, слегка одетые танцоры, а также несколько пар рук, аплодирующих из отверстий в подиуме, по которому расхаживал Фредди.

Поскольку идея добавления ритмичных рукоплесканий возникла буквально в последнюю минуту, администраторы не успели нанять статистов, и под сценой лежали роуди Queen. Чтобы сделать ситуацию более-менее сносной, техники прихватили с собой бутылку «Джека Дэниэлса», которая моментально пошла по рукам. Им удалось не только согреться, но и раззадориться настолько, что было удивительно, как у них вообще получалось хлопать в ладоши в нужный момент.

В конце видео режиссер хотел заснять сцену с руками, торчащими из подиума и хлопающими в ладоши. Сначала во время съемок этого эпизода с кошачьей походкой Фреда и подтанцовки панели с отверстиями поставили по бокам подиума, но так, что было видно «добровольцев», стоящих за ними. Боковые панели заменили напольными, из отверстий которых появлялись руки и хлопали в ладоши. Я был одним из таких добровольцев, сидевших, сгорбившись, под панелью и хлопавших в ладоши. Сидеть там было неудобно, но зато мне оттуда открывался отличный обзор на блондинку и рыженькую в сексапильных костюмах». (Питер Хинс «Неизвестные Queen»)
На съемках Crazy Little Thing Called Love (фото Питера Хинса, 1979)
На съемках Crazy Little Thing Called Love (фото Питера Хинса, 1979)

Crazy Tour

22 ноября 1979 года в Дублине стартовал самый необычный тур Queen — Crazy Tour. Поскольку к 1979 году Queen играли на все более крупных площадках, то решили, что им бы не помешало дать несколько шоу на небольших сценах, как в старые добрые времена. 

Фредди Меркьюри на сцене во время концерта в RSD Simmons Hall, Дублин, 22 ноября 1979 года (Photo © Eddie Mallin)
Фредди Меркьюри на сцене во время концерта в RSD Simmons Hall, Дублин, 22 ноября 1979 года (Photo © Eddie Mallin)

Вот что говорил по этому поводу Брайан Мэй:

«Мы играли на крупных площадках, и хотя нам это нравилось, и мы считали просто замечательным, что все больше и больше людей могут увидеть нас вживую, мы также начали ощущать, что теряем контакт с аудиторией. Все наше шоу было основано на особых отношениях с публикой, мы чувствовали близость со зрителями, они чувствовали близость с нами, но в таких гигантских помещениях они были настолько же далеки от нас, насколько и мы отдалились от них. Поэтому мы попросили Джерри Стиккелса (тур-менеджер группы — прим.) найти для нас несколько площадок поскромнее, не обычных театров, а именно самых разных площадок различной вместимости. Сначала мы играли на площадках средней вместимости, затем в каких-то абсолютно безумных местах, и поэтому этот тур мы назвали «безумным», чему были несказанно рады».

Первый концерт Crazy Tour прошел в RSD Simmons Hall в Дублине. Это был первый концерт Queen в Ирландии, и они порадовали публику собственной версией старой ирландской классической баллады Danny Boy. В Дублине впервые была исполнена обворожительная и тревожная Save Me.

Джон Дикон и Фредди Меркьюри, концерт в Брайтоне, 10 декабря 1979 года
Джон Дикон и Фредди Меркьюри, концерт в Брайтоне, 10 декабря 1979 года

Именно в ирландской столице Фредди впервые на сцене взял в руки гитару, исполняя Crazy Little Thing Called Love. Хотя Фредди был отличным пианистом, но, играя на 6-струнной гитаре, он был далек от мастерства: фишка была придумана специально для Crazy Tour, но осталась с Queen надолго. 

На бис Фредди выехал на сцену с We Will Rock You на плечах брутального большегрудого Супермена — телохранителя Алана Робертсона.

Concert for the People of Kampuchea

22-26 декабря 1979 года в лондонском Hammersmith Odeon прошла серия благотворительных концертов — Concert for the People of Kampuchea. Queen выступали 26 декабря, в День подарков.  

Немного истории. Режим красных кхмеров в Кампучии (ныне Камбоджа) в 1975-1979 гг. представляет собой один из самых экстремальных примеров социальной инженерии и геноцида в XX веке. Геноцид в Камбодже возник из-за насильственной попытки лидера красных кхмеров Пол Пота национализировать и централизовать камбоджийские крестьянские хозяйства в соответствии с сельскохозяйственной моделью коммунистического Китая.

Голодные дети-беженцы ждут своей очереди у пункта питания (Photo: Associated Press)
Голодные дети-беженцы ждут своей очереди у пункта питания (Photo: Associated Press)

Мировой общественности было трудно определить степень геноцида, поскольку Кампучия была полностью закрытой страной. После того как 7 января 1979 года Вьетнам захватил столицу Кампучии Пномпень, красные кхмеры были изгнаны, было подсчитано, что за 4 года полпотовского режима было убито от 1,4 до 2,2 миллиона человек или около 25% всего населения страны.

Жертвы геноцида (Photo: Associated Press)
Жертвы геноцида (Photo: Associated Press)

Именно в этом контексте генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм попросил Пола Маккартни о концерте для сбора средств. Маккартни согласился, после чего было запланирована серия из четырех благотворительных концертов. Queen как раз гастролировали по Великобритании с программой Crazy Tour и должны были сыграть 6 концертов в конце своего тура в Лондоне на различных площадках. Группа согласилась добавить еще одно шоу в расписание мероприятия и провела в День подарков концерт в Hammersmith Odeon.

27 декабря в поддержку Кампучии прошел концерт Иэна Дьюри и The Blockheads, рэгги-бэнда Matumbi и The Clash.
28 декабря выступили The Pretenders, The Specials и The Who.
29 декабря в заключительном концерте приняли участие Элвис Костелло и The Attractions, Rockpile (+special guest Роберт Плант) и Пол Маккартни с Wings.

Двойной альбом-сборник Concert for the People of Kampuchea (1981)
Двойной альбом-сборник Concert for the People of Kampuchea (1981)

Финансовый результат рок-марафона мало кого впечатлил (было собрано всего полмиллиона долларов), но музыкальный резонанс фестиваля был огромным. Концерт Queen был признан концертом года, для группы Пола Маккартни Wings выступление стало последним, а гала-выступление суперколлектива Rockestra из 30 ведущих британских рок-музыкантов с Rockestra Theme Маккартни получило Грэмми. 

Концертный сборник был выпущен только через 16 месяцев, в апреле 1981 года. Queen были представлены всего одной песней — Now I'm Here.

Save Me

25 января 1980 года состоялся релиз нового сингла Queen с будущего альбома The Game — Save Me. Сингл поднялся до 11-й строчки в британских чартах. Это первая песня Queen, при записи которой использовался синтезатор. Все партии (электрогитара, акустическая 12-струнная гитара, электронный орган, синтезатор) записал Брайан Мэй, включая фортепианное сопровождение 1 куплета.

Эпизоды для клипа Save Me снимали в 2 этапа: 14 декабря в Rainbow Theatre и 22 декабря в культурно-развлекательном центре Alexandra Palace – там же, где в те же дни проходили концерты из лондонской серии Crazy Tour. Режиссер видео — Кит «Киф» Макмиллан.

Обложка сингла Save Me (1980)
Обложка сингла Save Me (1980)

В этом клипе Queen впервые в полном объеме использовали анимацию. Для анимации использовалась техника ротоскопирования, при которой мультипликационный отрезок фильма создается путем покадровой перерисовки отснятой кинопленки. Кадрики кинопленки проецировались на просвет на кальку с помощью специального проектора — ротоскопа. 

Изображение каждого кадрика вручную обрисовывалось художником на отдельных листах кальки для последующей трансформации в мультипликацию. Таким образом в Save Me удалось передать естественность теней, освещения и движения кадров анимации, переходящей в реалистичные кадры.

Брайан Мэй тесно сотрудничал с режиссером и мультипликаторами в ходе производства видео, заботясь о том, чтобы анимация идеально вписывалась в тему песни и наилучшим образом отражала взаимодействие между Фредди Меркьюри и анимированными элементами.

В клипе Save Me зрители последний раз увидели Фредди без усов, в образе 70-х. В следующий раз без усов он появится только в эпизоде клипа I Want To Break Free.

На записи для нового альбома и саундтрека к фильму было потрачено и начало 1980 года (несколько сессий с февраля по май). Группа снова работала в Мюнхене, решив, что в музыкальном плане это весьма вдохновляющее место; интересовала их и ночная жизнь баварской столицы.

30 мая 1980 года, после выхода сингла и видео Play The Game, Фредди разозлил поклонников еще больше, отпустив усы и окончательно отказавшись от лака для ногтей. Результат не заставил себя долго ждать: офисы группы наводнили горы бритв и пузырьков с лаком.

Релиз альбома The Game

30 июня 1980 года стартовал американский тур Queen, и в этот же день в Великобритании поступил в продажу The Game, девятый альбом группы (если считать Live Killers — прим.). Он сразу взлетел на вершину британских чартов, что не помешало NME выступить с язвительной критикой:

«Старо, изъезженно, банально, а у них словно шоры на глазах. Мурлычат от самоудовлетворения».

Однако Sounds внезапно воспылали к группе любовью, набрав первые строки рецензии прописными буквами:

«ЛЮБЛЮ QUEEN, ЛЮБЛЮ QUEEN... Этот альбом бьет сразу в яблочко, он так же хорош, как выигрыш в мужском одиночном разряде на Уимблдоне».
Фанаты на концерте Queen в Торонто, 30 августа 1980 года (Photo: Toronto Star)
Фанаты на концерте Queen в Торонто, 30 августа 1980 года (Photo: Toronto Star)
«Идет ли речь о безапелляционном музыкальном самоутверждении Queen в We Are the Champions (как они скромно озаглавили свой хит 1977 года) или о склонности уделять исключительное внимание звучанию, британский квартет заслуживает похвалы по целому ряду пунктов. Во-первых, с точки зрения специфических светоэффектов их шоу по-прежнему считается одним из самых захватывающих в роке. Во-вторых, лид-вокалиста Фредди Меркьюри, безусловно, можно расценивать как человека, смело придерживающегося своих убеждений, особенно если речь идет о его новом имидже». (Chicago Tribune, 22 сентября 1980 года)

Выданный группой «новый звук» расстроил некоторых старых фанатов, которые никогда бы не подумали, что группа увлекается электронной музыкой, однако Фредди заметил, что Queen не стоит заниматься самообманом, пора идти в ногу со временем. После выхода альбома, занявшего первое место в британских чартах (в третий раз за их карьеру), у группы появилось много новых поклонников.

Another One Bites The Dust

22 августа 1980 года состоялся мировой релиз ещё одного «убойного» хита, на этот раз созданного Джоном Диконом — Another One Bites The Dust:  № 1 в Соединенных Штатах, Канаде и Испании, № 7 в Великобритании. Кстати, «рогатую» кепку, которая впоследствии станет своего рода символом самой песни, Фредди надел еще 9 августа 1980 года, во время концерта в Далласе.

Фредди Меркьюри во время американского тура Queen (1980)
Фредди Меркьюри во время американского тура Queen (1980)

Сингл Another One Bites The Dust доминировал во всех американских хит-парадах: Billboard Hot 100, Hot Disco Singles, Hot Soul Singles, получил статус мультиплатинового, дав лейблу Elektra первый сингл с продажами в три миллиона копий. Queen вручили награду Billboard Award за сингл № 1 во всех чартах, они были номинированы на Grammy и получили несколько премий Canadian Juno Awards.

Джон Дикон предпочитал писать песни молча, за что получил от Меркьюри прозвище «страус». В 1996 году Джон отметил: 

«Я слушал много соул-музыки, когда учился в школе. Я долго собирался написать что-то наподобие Another One Bites The Dust, но все, что у меня было — это лишь название и басовый рифф. Мне эта песня казалась чисто танцевальной, я не мог представить, что она станет таким хитом».
Джон Дикон во время концерта в Далласе, Техас, 9 августа 1980 года (Photo © Worth Chollar)
Джон Дикон во время концерта в Далласе, Техас, 9 августа 1980 года (Photo © Worth Chollar)

Вместе с ударником Роджером Тейлором Дикон работал над записью дорожки. Джон попросил Роджера сделать звучание барабанов настолько сухим, насколько возможно. Это было совсем не в духе Queen, но Роджер согласился и накрыл барабаны одеялами, дабы приглушить звук. Дикон играл на ритм-гитаре, оставив место для гитарных вкраплений Мэя. А Мак тем временем занимался звуками пианино, тарелок и хлопков.

Последние штрихи предстояло внести Меркьюри. 

«Фред чувствовал танцевальную музыку, ему настолько понравилось то, что мы делали во время записи Another One Bites The Dust, что он пел до тех пор, пока горло не начало кровоточить». (Брайан Мэй)

Бернард Эдвардс, покойный гитарист американской фанк-группы Chic, вспоминал, как Дикон заглянул в Power Station Studios в Нью-Йорке, пока Chic записывали там свой альбом 1979 года Risqué. Во время тех сессий Chic записали песню Good Times, которая стала большим хитом. Подобно Good Times композиция Another One Bites The Dust была необычным танцевальным треком, в котором доминировала почти та же самая басовая партия. 

У Эдвардса были смешанные чувства насчет песни Дикона, но Джон признавал, что для Another One Bites The Dust была позаимствована бас-линия из песни Good Times, группы Chic. 

«Но это не страшно, — объяснял Эдвардс газете NME, — единственное, что ненормально — пресса начала обвинять уже нас в плагиате. Песня Good Times вышла более чем на год раньше, но для этих людей было немыслимо, что черные музыканты могут изобрести что-то подобное. Для них это были просто тупые диско-парни, укравшие рок-н-ролльную песню».

Брайан Мэй вспоминал: 

«Должен признать,  у нас не было ни малейшего представления о том, что Дикки собирается сделать. Роджер терпеть не мог эту песню. Говорил, мол, «это не рок н ролл, какого хрена мы это делаем?». Он не хотел, чтобы Queen стала фанковой группой». 

В своем интервью 2008 года Тейлор настаивал, что был не против самой песни, а против выпуска ее синглом. 

Брайан Мэй на концерте в Rosemont Horizon, Роузмонт, Чикаго, 19 сентября 1980 года (Photo © Paul Natkin)
Брайан Мэй на концерте в Rosemont Horizon, Роузмонт, Чикаго, 19 сентября 1980 года (Photo © Paul Natkin)

Годом ранее диджей из Детройта — Стив Дал — запустил кампанию против диско-музыки, вытеснявшей рок-н-ролл с радиостанций. В честь этого на стадионе в Чикаго люди демонстративно сжигали пластинки групп Bee Gees, Chic и Village People. Это разделило рок и танцевальную музыку Америки с непростым подтекстом противостояния «белой» и «черной» музыки. А нью- Йоркская танцевальная радиостанция WBLS включила песню Another One Bites the Dust, не вдаваясь в подробности о группе. 

«Они думали, что мы черные», — отмечал Мэй.

Реакция слушателей была настолько благоприятной, что другие радиостанции последовали этому примеру. Если верить другу и роуди Роджера Тейлора Кристалу Тейлору, то именно техники, услышав Another One Bites The Dust в студии Musicland, первыми предложили выпустить эту песню в качестве сингла. 

«Но парни просто посмотрели на нас и попросили намешать еще коктейлей». (Кристал Тейлор).
Джон Дикон и Райнхольд Мак в мюнхенской студии Musicland во время работы над альбомом The Game
Джон Дикон и Райнхольд Мак в мюнхенской студии Musicland во время работы над альбомом The Game

Однако Роджер Тейлор говорит иначе. Когда Queen давали один из четырех концертов в Лос-Анджелесском Форуме в июле, к ним за кулисы зашел Майкл Джексон: 

«Помню, Майкл и несколько его братьев пришли в гримерку, когда играла Another One Bites The Dust. Тогда они в один голос настаивали, что мы должны выпустить ее синглом». 
Майкл Джексон с братьями и Фредди Меркьюри за кулисами форума в Инглвуде, Лос-Анджелес, июль 1980 года
Майкл Джексон с братьями и Фредди Меркьюри за кулисами форума в Инглвуде, Лос-Анджелес, июль 1980 года

Как отмечал Мэй: 

«Мы с Роджером никогда бы не пошли в подобном музыкальном направлении, если бы Фредди и Джон не вынудили нас». 

Со слов Роджера: 

«Я и подумать не мог, что эта песня может стать хитом. Насколько же я ошибался».

Альбом The Game: коротко о каждой песне

Трек-лист альбома The Game (обратная сторона обложки альбома)
Трек-лист альбома The Game (обратная сторона обложки альбома)

1. Альбом открывает квази-заглавная Play the Game, написанная Фредди Меркьюри в стиле классической фортепианной баллады Queen с потрясными хард-роковыми элементами. Песня начинается с пронзительного объемного звука синтезатора, который внезапно поглощается теплой и нежной лирикой. Композиция демонстрирует все лучшее, на что способен каждый участник группы: в средней части хард-рок в исполнении Мэя искусно сочленяется с безудержными электронными эффектами.

2. Dragon Attack была написана Мэем и считается первой композицией Queen на основе гомофонной фактуры — этой практики группа станет придерживаться все чаще и на этом, и на последующих альбомах. Небольшое барабанное соло Роджера Тейлора предваряет кульминацию композиции с неистово соперничающими гитарами. Уникальная перекличка гитар полностью захватывает внимание, удерживая его и тем самым раскрывая смысл песни.

3. Хит Another One Bites the Dust был написан Джоном Диконом и, повторимся, в значительной степени основан на простом басовом риффе, на создание которого его вдохновила композиция Good Times группы Chic. Во втором куплете, благодаря гитаре Мэя, песня приобретает фанковое звучание, после чего на время интерлюдии переходит в «чистое диско», которое представляет собой простой танцевальный бит, усыпанный различными эффектами синтезатора (по другой версии, эффекты созданы Джоном Диконом и другими участниками группы без помощи синтезаторов; прим.). Формула сработала: сингл Another One Bites the Dust был распродан в количестве 7 000 000 копий, вошел в десятку лучших в Британии и стал вторым и последним лучшим хитом Queen в США при жизни Фредди.

4. Первым хитом Queen №1 в США стала другая композиция с альбома The Game, выпущенная синглом 5 октября 1979 года — Crazy Little Thing Called Love. Песня была написана Меркьюри как дань памяти покойному Элвису Пресли. Один из немногих треков в каталоге Queen, где Меркьюри играет на гитаре. По его утверждению, он сочинил ее всего за 10 минут, сыграв те несколько аккордов, которые знал. Все вместе сработало как великолепный, стильный рокабилли-трек с богатыми гармониями, мощной басовой линией и запоминающимся гитарным риффом.

5. Между хитами в трек-листе альбома затесалась поп-ориентированная Need Your Loving Tonight Дикона. Это искрящаяся легкая песенка с основной ведущей мелодией, созданная с совершенно иным подходом, нежели другие, более навороченные альбомные треки.

6. B-side начинается с Rock It (Prime Jive) Тейлора. Песня состоит из двух отдельных частей: во время длительного интро поет Фредди, потом Роджер перехватывает инициативу. И хотя песня буквально обрывается на самом интересном месте, она все же довольно любопытна с точки зрения динамических контрастов, оптимистичнее и неоднозначнее, чем кажется на первый взгляд.

7. Don’t Try Suicide — песня, где есть несколько крутейших саунд-приемов, но сам месседж в духе социальной рекламы настолько банален, что, кажется, его стоило бы зарезервировать для внеальбомного проекта.

8. Последние три трека были записаны на сессиях 1979 года. Sail Away Sweet Sister — прекрасная песня Мэя с ведущим вокалом лид-гитариста и мощной гитарной партией с самыми пышными гармониями из всех, что есть на альбоме. В этой отлично сделанной и спродюсированной песне явственно ощущаются английские фолк-элементы.

9. В Coming Soon Тейлора ведущая роль отводится ударным, в стилистическом отношении это нечто среднее между ELO и Cheap Trick, с добавлением в финале ряда хэви-элементов новой волны.

10. Альбом закрывает Save Me Мэя, которая начинается как скорбная, даже погребальная, песнь, но быстро превращается в динамичное драматическое произведение. В то время как Фредди Меркьюри вернулся к привычной роли лид-вокалиста, Брайан Мэй исполнил большинство остальных партий. 


Источники: 

Джеки Ганн, Джим Дженкинс. As It Began (перевод QUEEN TIME)

Питер Хоуген. Полный путеводитель по музыке Queen

Марк Блейк. Is This The Real Life?: The Untold Story Of Queen (перевод Luxurious Queen)

Classic Rock Review (перевод QUEEN TIME)

QUEEN LIVE (перевод QUEEN TIME)

Составление: редактор Learnoff Александра Натальчук, создатель сообщества QUEEN TIME.


Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic