learnoff

Categories:

Удача с неудачей ходят рядом

Классический неудачник на фоне неприглядного пейзажа. 

Константин Коровин «Неудача» (1886)
Константин Коровин «Неудача» (1886)

Пост на свободную тему. Задание №20 марафона #92днейлета

Картина «Неудача» написана Константином Алексеевичем Коровиным (1861 — 1939) в 1886 году. Полотно получилось как раз удачным и давно находится в Третьяковской галерее, что само по себе дорогого стоит. 

С середины 1880-х годов Коровин начал увлекаться импрессионизмом, всё больше игнорируя каноны академической живописи. В то же время он ещё не заходил слишком далеко в своей игре с красками и экспериментах с техникой, что позволило зрителю наслаждаться чистотой эмоций, бьющих с картины. 

В мемуарах «Моя жизнь» художник вспоминает, как профессор Сорокин позвал его в мастерскую, чтобы показать свой новый пейзаж, и спросить совета у ученика, почему он не получается. Коровин объяснил:


— Нет, — говорю я, — это не годится. Тут краски горят в природе. Охрой это не сделать.
Сорокин послал за красками, и мы пошли покуда в дом-дачу завтракать.
— Вот ты какой, — говорил Евграф Семенович, улыбаясь. — Краски не те. — И его глаза так добро смотрели на меня, улыбаясь. — Вот что, ты, — продолжал Сорокин, — совсем другой. Тебя все бранят. Но тело ты пишешь хорошо. А пейзажист? Удивляюсь я. Бранят тебя, говорят, что пишешь ты по-другому. Вроде как нарочно. А я думаю — нет, не нарочно. А так уж, в тебе это есть что-то.
— Что же есть, — говорю я. — Просто повернее хочу отношение взять — контрасты, пятна.
— Пятна, пятна, — сказал Сорокин. — Какие пятна?
— Да ведь там, в натуре, разно — а вы все одинаково. Вы видите бревна, стекла в окне, деревья. А для меня это краски только. Мне все равно что — пятна.
— Ну постой. Как же это? Я вижу бревна, дача-то моя из бревен?
— Нет, — отвечаю я.
— Как нет, да что ты? — удивлялся Сорокин.
— Когда верно взять краску, тон в контрасте — то выйдут бревна.
— Ну уж это нет. Надо сначала все нарисовать, а потом раскрасить.
— Нет, ничего не выйдет, — ответил я.
— Ну вот тебя за это и бранят. Рисунок — первое в искусстве.
— Рисунка нет, — говорю я.
— Ну вот что ты, взбесился, что ли? Что ты?
— Нет его. Есть только цвет в форме.
В. Боровков. «Художник К. Коровин пишет сапогом картину». Карикатура. Воспроизведена в журнале «Развлечение» (М., 1902. № 12. С. 9). В одной из рецензий, дававших повод для появления подобных карикатур, утверждалось, например, следующее: «Оба они [К. А. Коровин и В. А. Серов] словно сговорились, придумали такой нехитрый фокус для писания портретов: дурно ли, хорошо ли, как удастся, они выпишут эскиз, но прежде всего лицо, особенно подчеркнув иногда в явное противоречие с натурой глаза; затем, зажмурясь, мажут волосы на голове, на счастье кладут широкие пятна для изображения покрытых той или другой материей плеч, рук и стана, причем для выражения кисти рук считается обыкновенно достаточным два или три пальца, сделанных приблизительными мазками, остальные пальцы предполагаются запутавшимися в складках платья, — и портреты готовы. Окончив эту быструю работу машистых и талантливых мазков, остается обмыть и вытереть палитру: подливается немного масла и большой плоской кистью мешаются все вместе оставшиеся на палитре краски, чтобы этим месивом затереть белое полотно вокруг фигуры — это даст глубокий и воздушный фон» (Московский листок. 1898. № 109)
В. Боровков. «Художник К. Коровин пишет сапогом картину». Карикатура. Воспроизведена в журнале «Развлечение» (М., 1902. № 12. С. 9). В одной из рецензий, дававших повод для появления подобных карикатур, утверждалось, например, следующее: «Оба они [К. А. Коровин и В. А. Серов] словно сговорились, придумали такой нехитрый фокус для писания портретов: дурно ли, хорошо ли, как удастся, они выпишут эскиз, но прежде всего лицо, особенно подчеркнув иногда в явное противоречие с натурой глаза; затем, зажмурясь, мажут волосы на голове, на счастье кладут широкие пятна для изображения покрытых той или другой материей плеч, рук и стана, причем для выражения кисти рук считается обыкновенно достаточным два или три пальца, сделанных приблизительными мазками, остальные пальцы предполагаются запутавшимися в складках платья, — и портреты готовы. Окончив эту быструю работу машистых и талантливых мазков, остается обмыть и вытереть палитру: подливается немного масла и большой плоской кистью мешаются все вместе оставшиеся на палитре краски, чтобы этим месивом затереть белое полотно вокруг фигуры — это даст глубокий и воздушный фон» (Московский листок. 1898. № 109)

Академиком живописи Константин Коровин стал уже в 1905 году. Персонажу полотна «Неудача» повезло меньше, чем художнику. Удача улетела прочь вместе с добычей, оставив незадачливого молодого человека растерянным и одиноким. Но нам это на руку. Потому что именно в этот момент начинается наша охота на слова, которые с НЕ пишутся слитно. 

1.

А вот и первая добыча: неудача и незадачливый. С существительными НЕ пишется слитно, если придаёт слову новый, противоположный смысл: неудача

2.

Слитное написание с НЕ наблюдается во всех случаях, когда без не слово не употребляется: незадачливый (слова задачливый не существует). 

3.

Смятение юноши соответствует невесёлому пейзажу. Небо затянуто неприветливыми серыми облаками, поле выглядит неживым, иссушенным, а у травы нерадостный болотный оттенок. Невольно хочется приободрить беднягу. С прилагательными и наречиями на -О (-Е) НЕ пишется слитно, если слово приобретает новое, противоположное значение и нет противопоставления: невесёлый, неживой, нерадостный, невольно, нелюбимый.

В. А. Серов «Портрет художника К. А. Коровина» (1891)
В. А. Серов «Портрет художника К. А. Коровина» (1891)

4.

Так случается: одним уготована доля нелюбимых пасынков удачи под непрекращающимся градом ударов судьбы, другим постоянно везёт. Большинству же из нас приходится бороться с неприятностями, периодически ощущая на себе снисходительные взгляды фортуны. 

С полными причастиями НЕ пишется слитно, если отсутствуют зависимые  слова или противопоставление: непрекращающимся

5. 

В такой ситуации некого винить и не у кого искать утешения, как и неоткуда ждать поддержки. Охотника-неудачника уже начинают одолевать мысли о том, что незачем вовсе ходить на охоту. 

С НЕ слитно пишутся: 

  • местоимения некто, нечто, нечего, некого и пр.;
  • наречия незачем, нехотя и пр.; 
  • предлог  несмотря на;
  • местоименные наречия некогда, негде, неоткуда и пр. 

Но несмотря ни на что, завтра начнётся новый день, и кто знает, может быть, солнце будет светить ярче, а удача повернётся другой, менее неприглядной стороной. 🙂

Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, Наш сайт

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic